За окном холодает и водители уже сейчас задают себе вопросы – когда менять резину и нужно ли покупать новую или старая еще сгодится?
Сейчас уже никто не решает для себя дилемму – стоит ли приобретать зимние шины или достаточно всеcезонки? Жители тех регионов, где действительно есть зима, привыкли использовать сезонную резину.
Муки выбора бывают лишь при покупке зимней: какую брать - шипованную или нет? Плюсы и минусы обоих вариантов давно озвучены и дискутировать на данную тему смысла нет.
День жестянщика
Каждый год приходит зима, и каждый года она приходит неожиданно. Вроде бы еще недавно было тепло, а лужи внезапно покрылись льдом. И ладно бы все улицы были во льду – народ бы ехал с опаской. Ан нет, обледенелилишь открытые продуваемые участки, например, мосты. Водители еще не адаптировались, привыкли к сухому покрытию и допустимости резких маневров, вот и бьются. Справедливости ради стоит признать, что основная причина все же не в отсутствии зимних покрышек, а в голове – «дело было не в резине»…
Вся проблема в том, что дорога оказывается скользкой внезапно, к чему водители не готовы
Хотя подходящие колеса могут оказаться решающим фактором в опасной ситуации – часто не хватает всего нескольких сантиметров тормозного пути. Поэтому уже сейчас стоит внимательно смотреть прогнозы синоптиков. Достаточно верным считается прогноз на три дня, а данные на 10 и более суток в основном получаются из наблюдений за предыдущие годы наблюдения, ориентироваться на них не стоит.
Так что«переобуваться» имеет смысл уже в первые заморозки и не ломать себе голову. Поскольку в эти дни на шиномонтажах жуткий ажиотаж, то несколько дней имеет смысл походить пешком (если, разумеется, есть такая возможность), а затем уже спокойно «переобуться».
Молодая была уже не молода
Зимняя шина, по сравнению с летней, более эластична и не дубеет в морозы. У нее совершенно иные задачи: не скользить на льду, эффективно прорываться сквозь рыхлый снег к более-менее твердому покрытию. Однако на дворе кризис, и многие россияне вынуждены подолгу ездить на одних шинах, переставлять их с машины на машину, в целях экономии покупать подержанные покрышки.
Учтите, с годами шина окисляется и теряет рабочие характеристики. На ней появляются трещины, она становится «пластмассовой» при низкой температуре. Любопытно, что не существует однозначного мнения о сроке годности шин. Так, американские эксперты предлагают законодательно ограничить их использование 10 годами. Немецкие эксперты выдвигают более жесткие требования - 5-6 лет. Российские специалисты согласны с коллегами из Германии: морозы и перепады температур постепенно «убивают» шину и эффективность ее после 5-6 лет жизни невелика.
На шине есть маркировка выпуска. Четыре цифры: первые две - это номер недели, а вторые – год. Таким образом, сейчас не рекомендуется использовать шины, у которых третья цифра маркировки которых – ноль. Им уже больше семи лет. О шинах из прошлого века и речи нет.
От покупки шин, возраст которых более пяти лет, стоит отказаться. Если есть возможность, то замените шины, если они уже отжили свое. Даже если на них мало ездили и выглядят они неплохо - все равно рабочие характеристики уже не те
Любопытно, что производители шин не стремятся создавать «долгожителей»: это экономически не выгодно. На состояние шины влияет как ее использование – загруженность автомобиля, несоответствие давления и т.д., так и хранение.
Хранение шин
В идеале шины должны храниться в темном и сухом помещении, в вертикальном положении. Периодически (примерно раз в два-три месяца) их нужно проворачивать на четверть оборота. Так редко делают даже хозяева, а что уж говорить о техцентрах, берущих к себе шины на сезон.Там их просто кладут друг на друга. Высота «стопки» чаще всего ограничивается потолком или физическими возможностями рабочих.
Вот так должны хранить шины. А еще периодически необходимо их проворачивать
А это уже правда жизни – наваленные кое-как покрышки. Разумеется, такое обращение негативно сказывается на их здоровье
Продлить жизнь
Смена шин проста и незатейлива: покрышки меняются местами – одни занимают свое место на автомобиле, а другие отправляются на склад или в гараж. Если вы хотите пролить жизнь колесам, то перед размещением на хранение их нужно промыть и законсервировать.
Обновитель цвета покрышек EXPERT
Лучше всего воспользоваться современными препаратами EXPERT. Обновитель цвета покрышек EXPERT размягчает резину и создает на ней специальное защитное покрытие. Помимо снижения эффекта старения немаловажен и эстетический момент: колесо блестит как новенькое! Операция несложная и копеечная, а шина проходит лишний сезон.
Законодательство
Во многих государствах существуют жесткие требования по использованию сезонных шин: обязательна «зимняя обувка» в холодное время года и действует жесткий запрет на езду с шипами летом. Кстати, учтите это, если вдруг поедете на зимние праздники в Финляндию или Швецию.
В северных европейских государствах зимой на летней резине на дорогу не выедешь
В России подобные требования вводить сложно, поскольку страна раскинулась на пять климатических поясов и то, что подходит для Нарьян-Мара абсолютно неприемлемо для Сочи. Поэтому у нас существуют… необязательные требования по использованию сезонных шин.
С одной стороны, в нашей стороне действует«Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств», в приложении к которому сказано:«п. 5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза».
Таким образом, с декабря по февраль на машине должны стоять шины с маркировкой «М+S», «M&S» или «M S».
Однако инспекторы равнодушны к летней резине на снегу. Дело в том, что наказание в КоАП отсутствует. Единственное, за что могут оштрафовать на 500 руб.или вынести предупреждение, так это за зимние шины с глубиной протектора менее 4 мм(ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ). Причем действия инспектора будут правомерны, если машина едет по обледеневшему или заснеженному покрытию. На летней резине, кстати, глубина протектора должна быть не менее 2 мм.
Инспекторы на дороге редко обращают внимание на состояние шин, а технический осмотр стал пустой формальностью
Если глубина протектора зимней резины менее 4 мм, то можно получить 500-рублевый штраф
В общем, закон в отношении зимних шин суровым не назовешь и вся надежда на здравомыслие водителей.
Нужно понимать, что даже небольшое ДТП бьет по карману гораздо сильнее, чем покупка шин. Экономия на покрышках – это экономия на здоровье автомобиля, которое может отразиться на здоровье владельца и его близких.
В фильме «Гостья из будущего» попавший в конец XXI века Коля Герасимов использовал автономное средство передвижения: достаточно указать место назначения, и удивительная кабинка сразу же отправлялась в путь. Это, конечно, фантастика, но уже сейчас автономные машины –реальность.
На прошедшем Московском автосалоне большое внимание привлекал беспилотный автобус «Шатл», разработанный конструкторами НАМИ и КАМАЗа. Машина действительно интересная: уникальный, космический дизайн, разработанный специалистами, занятыми в проекте «Кортеж», интегрированная непосредственно в конструкцию аппаратура, отвечающая за позиционирование машины на дороге – у импортных вариантов камеры и лидарызакреплены поверх корпуса. В общем, продукт НАМИ выглядит на удивление добротно. Этот небольшой автобус может развивать 25 км/ч, оснащен двумя электромоторами по 20 кВт - по одному на каждую ось. Рассчитан на 12 человек – шесть посадочных мест и шестеро едут стоя.
В салоне два дивана, деревянный пол, на стенах мониторы, стеклянная крыша. Наверное, реальные машины будут изготовлены из более простых и практичных материалов. Однако прототип должен выглядеть завлекающе – закон жанра!
Кабины водителя нет и «Шатл» полностью симметричен – этакий «Тяни-толкай». Большинство комплектующих импортные, однако программное обеспечение отечественное. Понятно, что «Шатл» выйдет на маршрут не завтра, но это не красивая игрушка, а реальный опытный образец. Картографией и навигацией занимается компания «Яндекс» и есть мнение, что уже в 2018 году тестовые варианты начнут колесить по дорогам Москвы, Подмосковья и Татарстана, а конце этого десятилетия «беспилотники» пропишутся на улицах.
Посетителей московского автосалона удивляла надпись КАМАЗ на фантастическом «Шатле». Однако на Камском автозаводе уже несколько лет ведут разработки «беспилотников» и сейчас проходит испытания грузовик с таким оснащением
Государство дает добро
Понятно, что без господдержки в таких проектах не обойтись. Оптимизм в отношении беспилотных транспортных средств связан с постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 637 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в 2016 году российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с созданием и организацией производства транспортных средств с дистанционным и автономным управлением».Планируется ежемесячно выделять до миллиарда рублей, которые пойдут на субсидии разработчикам автономных машин - им станут возмещать до 97 % затрат. При этом производитель поставлен в жесткие рамки:
В 2016 году - разработка электронных и электрических систем;
в 2017-м - испытания электронных и электрических систем;
в 2018-м - разработка дистанционной системы управления;
в 2019-м - разработка автономной системы управления;
в 2020-м - валидация электронных и электрических систем управления транспортным средством;
в 2021-м - сертификация и начало серийного производства.
Как видите, ввод в строй автономных машин уже запланирован на ближайшие годы. Причем слово «строй» в данном случае особенно уместно, поскольку подобные разработки чрезвычайно интересны военным: все идет к тому, что в будущем сражаться станут роботы и дистанционно управляемые комплексы.
Обсуждается необходимая «беспилотникам» дорожная инфраструктура, уже разработаны новые дорожные знаки: «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства», «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта», «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта».
Разработкой дорожных знаков занималась студия Артемия Лебедева. Эксперты утверждают, что пиктограмма с волнами, исходящими от автомобиля, интуитивно ассоциируется у водителя с беспилотным транспортным средством
За рубежом
Большинство крупных компаний ведут разработки автономных автомобилей. Задача сложная, так что даже гиганты автомобильной индустрии вынуждены кооперироваться для решения некоторых вопросов. Так, «заклятые друзья» - Audi,BMWи Mercedes– образовали фирму HERE, сотрудники которой создают карты нового поколения, которыми станут руководствоваться машины будущего.
Компания Ford ведет изыскания по поведения робомобилей зимой, на заснеженной трассе, когда не видно ни разметки, ни самой дороги, а оборудование залеплено снегом. Российские заказчики эксперимента не значатся, а напрасно – такие машины на наших дорогах были бы весьма востребованы. Оборудование установлено на гибридные Fusion: считается, что LiDAR-сенсоры не работают из-за снегопада и техникауправляет машиной на основании показаний ультразвуковых датчиков и карт высокого разрешения.
Разумеется, в стороне не могла оказаться передовая Tesla, которая планирует представить полностью автономную машину уже в 2017 году. Причем помимо удобств, в перспективе вырисовывается и экономическая целесообразность. Например, услуга «каршеринга: добравшись до места назначения, владелец имеет возможность направить свою машину «на заработки». Пусть развозит людей и грузы, а в нужное время сама возвращается к владельцу!
Компания Google в 2011 году смогла получить добро на выпуск беспилотного автомобиля на дороги штата Невада и сейчас «гугловские» автомобили проехали уже более миллиона километров. За это время случилось несколько ДТП, и лишь в одной оказался виноват «беспилотник». Изначально оборудование ставили на ToyotaPrius, LexusRX450hи AudiTT. История умалчивает, по какой причине спортивное авто соседствует с гибридными машинами – видимо, это все тот же «человеческий фактор» который часто фигурирует в причинах аварии. Кстати, именно юридические аспекты тормозят развитие робомобилей.
Кто будет нести ответственность, если в ДТП окажется виновным «искусственный разум»? Очевидно, что производители такую ответственность на себя не возьмут. Весной в Государственной думе РФ прошел круглый стол на эту тему. Появилось определение беспилотного транспортного средства (БПТС): «Механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя». Пускать в «автономку» такие машины у нас в России пока не решаются и планируют выпускать их на дороги общего пользования только с водителем, который в случае необходимости возьмет управление на себя. Он, в случае чего, и будет крайним. Пока непонятно как сложится дальше, после обкатки системы.
Уже никто не задает вопрос – будут ли автомобили-беспилотники? Всех интересует только когда
Опасен ли «беспилотник»?
Как уже было сказано, во многих авариях фигурирует человеческий фактор. Возможны технические погрешности, случаются неисправности, однако робот не станет превышать скорость, в случае запрета выскакивать на встречную полосу, по определению невозможны проблемы с алкоголем и наркотиками.
Взаимодействие между БПТС в случае возникновения аварийной ситуации снижает вероятность происшествия. Любопытно, что если авария неизбежна, то беспилотник может просчитать вариант с минимальными последствиями. Интересны результаты опроса, которые провела компания CognitiveTechnologies по заказу КАМАЗа. Рассматривалось 16 дорожных ситуаций, причем с разных точек зрения. Например: если перед машиной появляются пешеходы, то опрошенные однозначно отправляли автомобиль в кювет – действительно, страдает только «железо». Однако если в машине были пассажиры, то возникал вопрос: кто же ценнее – те, кто в салоне или те, кто на дороге? Возникли на первый взгляд циничные оценки значимости человека на основании его достижений, возраста, накопленных грехов и т.д. Проще говоря, неоднократно судимый пенсионер (хотя он уже отсидел!) при оценке личности компьютером имеет существенно меньше шансов выжить в аварии, чем студентка-отличница. А если она ко всему еще и беременна, то деду не жить! Неизвестно, насколько результаты опроса будут востребованы непосредственно разработчиками программного обеспечения, но, согласитесь, изучить их все же стоит.
Программа беспилотников Google внимательно относится к невысоким объектам на обочине: возможно, это дети, которые могут неожиданно выбежать на дорогу. Датчики выявляют малозаметного между машинами ребенка
Спираль прогресса
Любопытно, что появление на дороге роботоризированных грузовиков в США восприняли неоднозначно. С одной стороны, вроде бы здорово: «вкалывают роботы – счастлив человек». С другой, прагматичные американцы стали прикидывать, что если профессия «дальнобойщик» уйдет в прошлое, то на обочине жизни могут оказаться не только три миллиона американских шоферов, но и миллионы людей, занятых в сопутствующей инфраструктуре: мотели, кафе и т.д. Впрочем, беспилотные автомобили тоже требуют обслуживания, просто АЗС, парковкам, даже сами дорогам придется измениться и очень сильно. Экономические реалии меняются вместе с техническими средствами, в этом есть и плюсы, и минусы.
Первый грузовик-беспилотник появился на дорогах Невады. Существуют разные варианты использования: полностью автономное передвижение, караваны под управлением одного шофера и т.д. Вероятнее всего такие грузовики будут курсировать по трассам между городами, а непосредственно на дорогах мегаполиса ими станут управлять водители
Автомобильная инфраструктура не может умереть, машины будут ремонтировать и заправлять топливом. Другое дело, что постепенно растет число автомобилей на альтернативных видах топлива. Если водителей станет меньше, то пассажиры останутся. Именно они станут посещать кафе на АЗС, возможно, проводя там больше времени – получающие распространение электромобили сейчас требуют не менее 20-30 минут для восполнения запаса энергии (см. материал «Электромобили – назад, в прошлое?»http://expert-professional.com/news/34-elektromobili-nazad-v-proshloe.html).
Так что жизнь меняется, а вечные ценности остаются – хороший кофе на АЗС.
Для России природный газ – продукт чрезвычайно важный. По трубопроводам он идет за рубеж, что в немалой степени поддерживает экономику страны. Сейчас за рубежом множество автомобилей использует метан в качестве топлива, но в нашей стране таких машин не так уж много. В чем же причина?
Мы подробно рассказывали о заправке автомобиля достаточно распространенным пропан-бутаном (побочным продуктом при нефтедобыче) в материале «Автомобили на газовом топливе и заправки для них. Оптимизация расходов». Многие водители, стремясь сэкономить, устанавливают газовое оборудование. АГЗС, предлагающих пропан-бутан, не так много, как бензиновых, но все, же достаточно, и сложностей с заправкой не возникает.
Плюсов - много
С метаном ситуация иная. Метан – чистый природный газ, который наиболее дружелюбен к двигателю. Октановое число – 120, так что метан сгорает равномерно и без детонаций. Ко всему прочему это очень чистое топливо. Химических примесей практически нет - нагар в камерах сгорания минимален. Эксперты утверждают, что при использовании метанового топлива срок жизни каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода возрастает в четыре раза, а свечи «живут» в 2-3 раза дольше.
Экономия есть, причем существенная. Цена метана ограничена постановлением правительства 1993 года, в соответствии с которым стоимость не может превышать 50% цены бензина А-76. «Семьдесят шестого» сейчас на АЗС не найдешь, но все же кубометр метана стоит примерно в 2.5 раза дешевле, чем литр 95-бензина. Зато расход практически одинаковый, в то время как пропан-бутана уходит на 20% больше.
Автомобили на метане экономичны и долговечны
С точки зрения пожарной безопасности метан предпочтительнее пропан-бутана, поскольку легче воздуха – в случае утечки он просто уходит вверх, не образуя взрывоопасного облака. Метан опасен только в закрытых помещениях, но для автомобиля это не так важно. Существуют, конечно, ограничения, например, запрещено заезжать на подземные парковки. Впрочем, в этом вопросе владельцы зданий и водители проявляют редкое единодушие: первые этот запрет не контролируют, а вторые просто игнорируют.
Как видите, плюсов много и, казалось бы, в такой газовой стране как Россия машины на метане должны пользоваться большой популярностью. Увы, это не так.
Оборудование
Ряд производителей предлагает серийные автомобили, работающие на метане. У одних предусмотрен небольшой бак для бензина, у других отсутствует возможность заправки иным топливом, кроме природного газа
Раньше метан чаще всего использовали на грузовиках и автобусах. Причина в том, что сжатый природный газ нужно хранить при давлении 200 Атм. Раньше для этого использовали тяжелые металлические баллоны, которые в легковушке просто негде разместить. Да и вес у такого оборудования немаленький: если на грузовике он был не принципиален, то для легковой машины становился критичным. Однако технический прогресс не стоит на месте: при использовании современных композитных материалов появилась возможность создавать легкие и прочные баллоны, вполне подходящие для хранения метана. Да, метановое оборудование раза в два дороже пропан-бутанового, но и окупаемость выше.
Газовое оборудование особенно быстро окупается на «прожорливых» грузовиках
Сеть АГНКС
Не все измеряется с помощью калькулятора. Сейчас сложилась ситуация, при которой на машине с природным газом не поездишь - практически нет АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций). Для поиска заправок очень удобно пользоваться сайтом http://www.benzin-price.ru, заглянув в который с удивлением узнаешь, что в Москве всего три АГНКС, в Санкт-Петербурге - четыре, в Московской области – шесть. Их явно больше в Свердловской и Ростовской областях, но все равно счет не идет на десятки и тем более сотни. В чем же причина?
Поскольку требования к метановым АГНКС гораздо строже, чем к бензиновым, то строить таковые сложно и накладно. Фактически АГНКС – это небольшой завод, в котором сетевой природный газ низкого давления (6-12 атм.) сжимается до рабочего давления в 200 атм. В результате получилось, что большинство метановых АГНКС существовали и существуют под патронажем «Газпрома». История умалчивает, по какой причине газовый гигант не только практически не занимался популяризаций «голубого топлива» и расширением сети АГНКС, но и существенно запустил оставшиеся еще со времен СССР заправки. Справедливости ради стоит признать, что полноценной разветвленной сети не было: на весь огромный СССР было чуть больше двух сотен АГНКС.
Существует мнение, что на направление метановых АГНКС просто не обращали внимание, поскольку основные доходы шли от поставок за рубеж: зачем заниматься хлопотной и не такой уж рентабельной розницей, если с оптом все обстоит хорошо?
АГНКС совсем немного, так что использовать автомобиль на метане неудобно, а часто практически невозможно
Впрочем, периодически возникают вялые попытки исправить ситуацию. Пару лет назад «Газпромнефть» проводила акцию, в ходе которой в нескольких регионах частично компенсировала расходы на установку метанового оборудования на автомобиль и выдавала субсидии на заправку. Успехом акция не пользовалась по той причине, что новых АГНКС практически не появлялось. Сейчас сложился замкнутый круг. С одной стороны, производители готовы выпускать машины на природном газе, но их не берут из-за отсутствия АГНКС. С другой, руководство «Газпрома» говорит о своем стремлении развивать сеть метановых заправок в случае, если появится спрос…
Некоторые производители перестали ввозить в Россию автомобили на метане: нет спроса
Заправка у себя дома
В России достаточно жесткие требования по установке и эксплуатации газового оборудования, что в принципе оправдано – последствия взрыва газа при утечке могут быть страшными. Между тем существует импортное оборудование, позволяющее осуществлять заправку автомобиля при подключении к бытовой сети. Во многих странах владельцы собственных домов именно так заполняют баллоны в автомобиле: приехал вечером, подключил компрессор и за несколько часов полностью заправил автомобиль. Да, в этом случае на эту операцию уходит много времени, но и создан такой агрегат для индивидуальных нужд.
Цена импортного оборудования высока – порядка $5000, хотя при массовом российском производстве стоимость уменьшилась бы в разы. При оценке рентабельности стоит учесть, что бытовой метан стоит гораздо дешевле, чем на АГНКС. В сети можно найти рецепты по самостоятельному изготовлению такого комплекса, но все же подобной «партизанщины» стоит избегать.
Машину можно заправлять бытовым газом, однако нужно оборудование, главный элемент которого – компрессор, нагнетающий давление до 200 Атм.
Экология
При сгорании метана образуется углекислый газ и пар, что, безусловно, выгодно отличает природный газ от других видов топлива. Планируется, что к 2020 году в Европе около 10% автомобилей будет использовать исключительно метан. Число автомобилей на метане в мире приближается к 5 млн., а общее количество АГНКС – к 10 000. Государства тратят в данном направлении внушительные средства, в определенной степени субсидируя строительство заправок и предоставляя налоговые льготы собственникам экологически чистого транспорта. В нашей стране экология пока не в почете, о ней, разумеется, говорят, но многие проекты так и остаются на бумаге. Между тем перевод транспорта на метан выглядит более перспективным, чем развитие электротранспорта. Мы подробно рассказывали о всех нюансах электромобилей в материале «Электромобили – назад, в прошлое?» http://expert-professional.com/news/34-elektromobili-nazad-v-proshloe.html Судите сами: на заправку метаном уходит меньше времени, оборудование легче, запас хода больше.
Причем некоторые транспортные парки можно заправлять непосредственно на их территории: существует отработанная технология по заправке «в поле». Цена топлива при этом возрастает несущественно. В некоторых регионах проводили эксперименты по переводу общественного транспорта на метан. Возникали любопытные ситуации. Так, в одном из городов Тверской области водители автобусов всеми правдами и неправдами пытались избежать поездок на метановой машине. Ларчик просто открывался: оказалось, что продажа топлива налево была весомой статьей дохода. Метан же не своруешь, вот и бегали шоферы от таких машин. Руководство действовало по принципу «не хочешь – заставим», тогда принудительно закрепленный транспорт стал… систематически ломаться. В результате пришлось официально увеличить зарплату водителям на метановых машинах. Все, ситуация пришла в норму.
Крупные транспортные компании можно заправлять непосредственно «на дому». Это удобно и выгодно
Как видите, переломить ситуацию исключительно приказами сложно, а порой просто невозможно. Какой бы богатый ни был «Газпром», даже ему не под силу создать разветвленную сеть АГНКС, которая определенное время будет явно незагружена. Хотя стоит признать, что перспективы у «голубого топлива» неплохие. И для успешного старта нужна политическая воля.
Идеология метановой заправки отличается от бензиновой: на наполнение баллонов уходит 15-20 минут. За это время можно выпить кофе, перекусить, приобрести необходимое в магазине – все предпосылки для развития нетопливных бизнесов.
Мы живем в северной стране, но кондиционер в машине весьма востребован. Он спасет от зноя в летние жаркие дни, а в дождливую погоду препятствует запотеванию стекол. В общем, этот агрегат, еще не так давно считавшийся в России дополнительной и не обязательной опцией, сейчас стал предметом первой необходимости.
Температура падает
Принцип работы кондиционера тот же, что используется в обычном домашнем холодильнике. В герметичной системе хладагент (фреон или другой газ) с добавками масла ходят по кругу. На первом цикле компрессор сжимает хладагент, находящийся в газообразном состоянии. Газ переходит в жидкое состояние, нагревается и поступает в радиатор кондиционера, в котором отдает часть тепла – его охлаждает набегающий поток воздуха, а если машина стоит, то работает вентилятор охлаждения. Затем хладагент проходит через несколько узлов (ресивер-осушитель, терморегулирующий вентиль) и вновь переходит из жидкого состояние в газообразное. При этом хладагент охлаждается, и живительная прохлада поступает в салон через воздуховоды. Затем цикл повторяется.
Холодильник исправно работает десятилетиями, а автомобильный кондиционер требует обслуживания гораздо чаще. Дело в том, что условия нелучшие: постоянные вибрации, агрессивная среда. Если у холодильника многие трубки надежно запаяны, то на автомобильном кондиционере используют резьбовые соединения с резиновыми уплотнителями. Перепады температур, вибрация, естественное старение материалов – все это постепенно снижает герметичность, и хладагент уходит из системы. Так что примерно раз в два года возникает необходимость заправки газа и масла.
Место утечки хладагента можно определить по масляным пятнам, хотя современные синтетические масла практически не оставляют следов. На сервисе добавляют специальные красящие присадки и затем осматривают все соединения, просвечивая ультрафиолетовым фонариком. Для самостоятельной заправки кондиционера понадобится ряд дополнительного оборудования, так что стоит посчитать – имеет ли смысл самому браться за эту работу. К тому же за несколько лет внутри системы скапливается грязь, для ликвидации которой нужно снимать испаритель и чистить его. При этом,разумеется, полностью спускают фреон, а затем заполняют систему заново. Для такой работы лучше обратиться в специализированную мастерскую.
Материалы и год выпуска машины
Первое, что должен уточнить мастер по заправке кондиционеров – это год выпуска машины. Дело в том, что в разное время использовали различные хладагенты, которые нельзя смешивать.
В старые автомобили, выпущенные до 1994 года, заливали хладагент R12 и минеральное компрессорное масло. 1994 год стал переходным в мире автомобильных кондиционеров и машины заправляли как R12, так и новым на тот момент R134 с полиэфирным маслом POE. Понятно, что за двадцать с лишним лет, прошедших с момента выпуска машины, кондиционер наверняка заправляли. Однако если нет информации о наименовании используемых препаратов, то лучше слить хладагент с маслом и полностью заправить новыми материалами.Об используемом хладагенте говорит и размерность штуцеров для заправки: предназначенные дляR134 отличаются от R12 и не подходят друг к другу.
Начиная с 1995 года на машинах использовали газ R134 и масло PAG 100, а с 2004 в роли смазки применяют масло PAG 46, хладагент же остался прежним - R134.
Причины неисправности
Если кондиционер стал плохо холодить, то причина может быть как в утечке фреона, так и в загрязнении радиатора либо в забитом салонном воздушном фильтре.
Радиатор забивается грязью и тополиным пухом. При самостоятельной чистке нужно соблюдать осторожность, поскольку легко погнуть ребра сот. Лучше всего снять переднюю решетку, смести грязь кисточкой, обработать мыльным раствором и затем окончательно промыть под небольшим напором воды. Использовать мойку высокого давления не рекомендуется – ей легко испортить радиатор. Некоторые все же рискуют, но берут широкую насадку, причем струю направляют не в упор, а с расстояния 30-50 см.
Альтернатива мойке – продуть сжатым воздухом.
Замена салонного фильтра в большинстве машин не требует особой квалификации, так что выполнить ее можно самостоятельно. Периодичность замены зависит от характера поездок: забить фильтр можно даже в ходе незначительного путешествия по пыльной дороге. Чувствуете, что воздух поступает слабо – сразу же меняйте.
Болезнь легионера
Иногда в машине появляется неприятный запах, причина которого – бактерии и грибки, прижившиеся в системе воздуховодов. Условия размножения практически идеальные – сырых мест предостаточно.
Но запах это еще полбеды. Гораздо хуже, что дышать таким воздухом просто опасно: возникает недомогание, по признакам схожее с простудой, которое может перейти в воспаление легких со всеми вытекающими последствиями. Выход прост – с бактериями нужно бороться, причем сделать это можно самостоятельно. Отлично зарекомендовал себя очиститель кондиционера EXPERT.
Дезинфекция воздуховодов не отнимает много ни денег, ни времени. Достаточно завести двигатель, включить кондиционер и вентилятор на максимальную мощность, установить режим рециркуляции. Баллончик очистителя кондиционера EXPERT поставить на пол перед креслом переднего пассажира (из этого места идет забор воздуха при рециркуляции) и включить распыление. Закрыть все окна и двери автомобиля, подождать 10 минут и проветрить салон.
Существуют еще и пенные составы, но они менее удобны, поскольку нужно снимать салонный фильтр и заливать пену в патрубки.
Уход за кондиционером
Рецепт исправности оборудования, как всегда, состоит в периодическом уходе за ним. Так, кондиционер нужно изредка включать не только в жаркую погоду, но и зимой. Для этого прогревают салон и заезжают в помещение (например, в подземную парковку) в котором температура выше нуля. Включают всего на пару минут – этого достаточно для смазки всей системы маслом, содержащемся в хладагенте.
Важно не допускать скопления грязи, особенно химических реагентов, на радиаторе. Для этого нужно периодически промывать моторный отсек, особенно – после зимы. О тонкостях мойки мы рассказывали в материале «Мыть или не мыть – вот в чем вопрос!»
И, разумеется, следите за чистотой радиатора и салонного фильтра, поскольку несоответствие их рабочих характеристик может нанести вред всей системе. Здоровье автомобильного кондиционера и владельца машины взаимосвязаны.
С 1 января 2017 года все новые автомобили, попадающие на территорию Евразийского союза, должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Эта система немедленно сообщает о попадании автомобиля в ДТП, что позволяет экстренным службам оперативно прибыть на место аварии. Цель, безусловно, благая: высокая смертность в авариях обусловлена в том числе несвоевременным оказанием помощи. По предварительным оценкам, в случае если все машины на российских дорогах будут оснащены таким оборудованием, то ежегодно удаться выжить 4000 человек.
Военные корни
ГЛОНАСС (глобальная навигационная система) в этом году отмечает юбилей – сорок лет назад, в далеком 1976 году начались первые разработки, а пуск состоялся в «смутное время» - в 1995 году. Средств, разумеется, не хватало, и необходимое количество спутников удалось обеспечить к 2010 году. Сейчас ГЛОНАСС полностью покрывает всю территорию России и порядка 80% всего земного шара.
Причины создания отечественной навигационной системы очевидны: ее нельзя было не создать, поскольку в США трудились над GPS, которая полноценно заработала в 1993 году. Сейчас и у России, и у США одинаковое количество спутников – по 24 – однако системы отличаются траекториями спутников и методами обработки информации.
На ГЛОНАСС тратятся колоссальные средства, ко всему прочему уже было два скандала, связанные с необоснованными расходами в данной области, так что желание снизить расходы вполне объяснимо. «ЭРА-ГЛОНАСС» - один из путей получения дополнительного финансирования, коммерческое ответвление военного проекта. ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». Оборудование состоит из навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с кнопкой экстренного вызова, дополнительного датчика удара, микрофона, громкоговорителя. При срабатывании датчика оператор связывается с машиной, если ответа нет, то отправляет на место помощь – координаты происшествия определяет ГЛОНАСС. Пострадавший имеет возможность самостоятельно выйти на связь – достаточно нажать на кнопку.
В настоящее время Россия действительно выступает первопроходцем в данном направлении. В Америке и Европе есть возможность установить систему экстренного вызова лишь за дополнительную плату. Аналогичная нашей система eCall заработает в Европе лишь в 2018 году. В Бразилии автомобили оснащают функцией экстренного вызова SIMRAV, но предназначена она для борьбы с преступниками.
Мифы и опасения
Некоторые эксперты, не отрицая важности проблемы спасения людей в ДТП, опасаются возможности прослушки. Действительно, при таком оборудовании достаточно просто записать разговор в салоне или слушать его в режиме реального времени. Однако тотальную прослушку реализовать практически невозможно: обычно система реагирует на определенные слова и только в том случае, если в разговоре прозвучат опасные фразы, запись идет к оператору. Вручную проанализировать миллиарды разговоров нереально. Теоретически возможна и несанкционированная прослушка: микрофон уже стоит в машине, трансляция идет и достаточно только подключиться. Хотя ничего не мешает демонтировать всю систему или микрофон, но нужно понимать, что тем самым лишаешь себя дополнительного шанса выжить в сложной ситуации.
В конце концов, глушилка сигнала стоит 3-5 тыс. рублей.
Вторая тема обсуждения – возможность дистанционной остановки автомобиля. Эта функция реализована в большинстве спутниковых охранных систем, но в описании «ЭРА-ГЛОНАСС» она отсутствует. Хотя, вероятнее всего при приобретении машины с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» появится возможность заказать дополнительные опции.
И всех, разумеется, всех пугает подорожание автомобилей.
Полезный контроль
Уже с 1 января 2016 года систему ставят на машины, изготовляемые в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и предназначенные для перевозки пассажиров, транспортировки опасных грузов, мусора и бытовых отходов. Пока успехи весьма скромные. Сейчас в России системой «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудовано около 30 тысяч машин - практически ничего на фоне 48 миллионов зарегистрированных в России транспортных средств. За первые четыре месяца текущего года автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» зафиксировала 30 реальных вызовов. Из них 5 вызовов были автоматическими - система сработала в тяжелых ДТП, 25 пострадавший сделал самостоятельно. Малое число вызовов обусловлено и тем, что в настоящее время на коммерческий транспорт ставят упрощенный комплект, не имеющий функции автоматического вызова в случае ДТП.
Хотя многие владельцы коммерческого транспорта установили навигационные мониторинговые системы. При этом они не стремились повысить безопасность, нет, двигали ими экономические соображения.
Система, причем не важно ГЛОНАСС или GPS, позволяет определять месторасположение, пишет треки, выявляет некоторые нарушения (например, скорости). В общем, «большой брат» бдит. Такое оборудование стимулирует водителей к нормальному выполнению своих обязанностей и позволяет эффективно бороться с воровством горючего. Ни для кого не секрет, что воровство топлива стало для многих наемных шоферов важной статьей пополнения собственного бюджета: для отчета покупают левые чеки, а в случае заправки по карте или талонам–продают топлива налево. Современная система обеспечивает тотальный контроль – на монитор оператора поступают данные с бортового компьютера и обманывать становится гораздо сложнее.
По сути, общее у мониторинговой системы с «ЭРА-ГЛОНАСС» - только позиционирование ГЛОНАСС. Однако, как уже сказано выше, ничего не мешает предлагать потенциальному покупателю различные комплексы. Возможности просто безграничны: онлайн-диагностика автомобиля, охрана, интернет-радио, оплата платных участков дорог, телеметрическое страхование, при котором страховщик предлагает индивидуальный тариф исходя из манеры вождения водителя, вызов аварийного комиссара и техпомощи…
Сколько стоит
Представители ГЛОНАСС утверждают, что цена базового комплекта составляет всего 4000 рублей. При этом они не берут в расчет дополнительные расходы – стоимость установки, логистики и т.д. Важная статья расходов - сертификация по «ГЛОНАСС», с которой – отдельная песня: в России два центра – один в Москве, другой в Крыму.Никто из автопроизводителей не станет обращаться в Крым из опасения попасть под санкции. Так что выходит, что фактически центр всего один. В настоящее время ситуация такова, что сертификация оборудования ГЛОНАСС сопоставима по стоимости с сертификацией самого автомобиля! Данным вопросом вроде бы заинтересовалась ФАС, но о результатах пока не слышно.
В том числе из опасения дорогой сертификации, в ходе которой сейчас нужно разбить два автомобиля, а в скором будущем три, постепенно снижается число моделей, представленных на российском рынке. За два неполных года выбор россиян, собирающихся приобрести себе машину снизился на 40%: в 2014 году продавали около 500 различных моделей, сейчас – всего 300.
По самым скромным подсчетам массовый автомобиль при оборудовании системой «ЭРА-ГЛОНАСС» подорожает примерно на 15 тыс. руб., дорогой внедорожник – на 100 тыс., а цена люксовых моделей, счет которых идет на единицы и десятки может стать просто фантастической. Впрочем, продавцы люксовых авто не паникуют. Возможно это связано с тем, что люди, регламентирующие российское законодательство и выступают их целевой аудиторией.
Обязательная установка… необязательна
Первой серийной моделью с установленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» стала LADA VESTA. Скоро систему будут устанавливать на Nissan Murano. Но очереди на сертификацию не наблюдается, поскольку остается много неясностей. Дополнительный сумбур в головы автопроизводителей внес премьер-министр России Дмитрий Медведев, когда в январе предложил отказаться от обязательной установки «ЭРА-ГЛОНАСС». Однако в результате с ним не согласились (что, кстати, не свойственно для России) и дата обязательной установки на новые автомобили осталась прежней – 1 января 2017 года.
Любопытно, что осталась юридическая лазейка, позволяющая избежать обязательной установки оборудования. Дело в том, что новые требования распространяются только на машины, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода данных требований – после 1 января 2017 года.
Однако ранее выданные одобрения типа транспортного средства (ОТТС) остаются действительны до окончания срока их действия (максимум – три года). Причем этот документ можно продлить, выпустив новую модификацию. В результате складывается ситуация, при которой, получая ОТТС в режиме «распространения с продлением», нет обязанности оснащать автомобиль системой «ЭРА-ГЛОНАССС». Разумеется, эту лазейку можно прикрыть, но этого не делают. Как тут не вспомнить Маяковского: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?»