В фильме «Гостья из будущего» попавший в конец XXI века Коля Герасимов использовал автономное средство передвижения: достаточно указать место назначения, и удивительная кабинка сразу же отправлялась в путь. Это, конечно, фантастика, но уже сейчас автономные машины –реальность.
На прошедшем Московском автосалоне большое внимание привлекал беспилотный автобус «Шатл», разработанный конструкторами НАМИ и КАМАЗа. Машина действительно интересная: уникальный, космический дизайн, разработанный специалистами, занятыми в проекте «Кортеж», интегрированная непосредственно в конструкцию аппаратура, отвечающая за позиционирование машины на дороге – у импортных вариантов камеры и лидарызакреплены поверх корпуса. В общем, продукт НАМИ выглядит на удивление добротно. Этот небольшой автобус может развивать 25 км/ч, оснащен двумя электромоторами по 20 кВт - по одному на каждую ось. Рассчитан на 12 человек – шесть посадочных мест и шестеро едут стоя.
В салоне два дивана, деревянный пол, на стенах мониторы, стеклянная крыша. Наверное, реальные машины будут изготовлены из более простых и практичных материалов. Однако прототип должен выглядеть завлекающе – закон жанра!
Кабины водителя нет и «Шатл» полностью симметричен – этакий «Тяни-толкай». Большинство комплектующих импортные, однако программное обеспечение отечественное. Понятно, что «Шатл» выйдет на маршрут не завтра, но это не красивая игрушка, а реальный опытный образец. Картографией и навигацией занимается компания «Яндекс» и есть мнение, что уже в 2018 году тестовые варианты начнут колесить по дорогам Москвы, Подмосковья и Татарстана, а конце этого десятилетия «беспилотники» пропишутся на улицах.
Посетителей московского автосалона удивляла надпись КАМАЗ на фантастическом «Шатле». Однако на Камском автозаводе уже несколько лет ведут разработки «беспилотников» и сейчас проходит испытания грузовик с таким оснащением
Государство дает добро
Понятно, что без господдержки в таких проектах не обойтись. Оптимизм в отношении беспилотных транспортных средств связан с постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 637 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в 2016 году российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с созданием и организацией производства транспортных средств с дистанционным и автономным управлением».Планируется ежемесячно выделять до миллиарда рублей, которые пойдут на субсидии разработчикам автономных машин - им станут возмещать до 97 % затрат. При этом производитель поставлен в жесткие рамки:
В 2016 году - разработка электронных и электрических систем;
в 2017-м - испытания электронных и электрических систем;
в 2018-м - разработка дистанционной системы управления;
в 2019-м - разработка автономной системы управления;
в 2020-м - валидация электронных и электрических систем управления транспортным средством;
в 2021-м - сертификация и начало серийного производства.
Как видите, ввод в строй автономных машин уже запланирован на ближайшие годы. Причем слово «строй» в данном случае особенно уместно, поскольку подобные разработки чрезвычайно интересны военным: все идет к тому, что в будущем сражаться станут роботы и дистанционно управляемые комплексы.
Обсуждается необходимая «беспилотникам» дорожная инфраструктура, уже разработаны новые дорожные знаки: «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства», «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта», «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта».
Разработкой дорожных знаков занималась студия Артемия Лебедева. Эксперты утверждают, что пиктограмма с волнами, исходящими от автомобиля, интуитивно ассоциируется у водителя с беспилотным транспортным средством
За рубежом
Большинство крупных компаний ведут разработки автономных автомобилей. Задача сложная, так что даже гиганты автомобильной индустрии вынуждены кооперироваться для решения некоторых вопросов. Так, «заклятые друзья» - Audi,BMWи Mercedes– образовали фирму HERE, сотрудники которой создают карты нового поколения, которыми станут руководствоваться машины будущего.
Компания Ford ведет изыскания по поведения робомобилей зимой, на заснеженной трассе, когда не видно ни разметки, ни самой дороги, а оборудование залеплено снегом. Российские заказчики эксперимента не значатся, а напрасно – такие машины на наших дорогах были бы весьма востребованы. Оборудование установлено на гибридные Fusion: считается, что LiDAR-сенсоры не работают из-за снегопада и техникауправляет машиной на основании показаний ультразвуковых датчиков и карт высокого разрешения.
Разумеется, в стороне не могла оказаться передовая Tesla, которая планирует представить полностью автономную машину уже в 2017 году. Причем помимо удобств, в перспективе вырисовывается и экономическая целесообразность. Например, услуга «каршеринга: добравшись до места назначения, владелец имеет возможность направить свою машину «на заработки». Пусть развозит людей и грузы, а в нужное время сама возвращается к владельцу!
Компания Google в 2011 году смогла получить добро на выпуск беспилотного автомобиля на дороги штата Невада и сейчас «гугловские» автомобили проехали уже более миллиона километров. За это время случилось несколько ДТП, и лишь в одной оказался виноват «беспилотник». Изначально оборудование ставили на ToyotaPrius, LexusRX450hи AudiTT. История умалчивает, по какой причине спортивное авто соседствует с гибридными машинами – видимо, это все тот же «человеческий фактор» который часто фигурирует в причинах аварии. Кстати, именно юридические аспекты тормозят развитие робомобилей.
Кто будет нести ответственность, если в ДТП окажется виновным «искусственный разум»? Очевидно, что производители такую ответственность на себя не возьмут. Весной в Государственной думе РФ прошел круглый стол на эту тему. Появилось определение беспилотного транспортного средства (БПТС): «Механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя». Пускать в «автономку» такие машины у нас в России пока не решаются и планируют выпускать их на дороги общего пользования только с водителем, который в случае необходимости возьмет управление на себя. Он, в случае чего, и будет крайним. Пока непонятно как сложится дальше, после обкатки системы.
Уже никто не задает вопрос – будут ли автомобили-беспилотники? Всех интересует только когда
Опасен ли «беспилотник»?
Как уже было сказано, во многих авариях фигурирует человеческий фактор. Возможны технические погрешности, случаются неисправности, однако робот не станет превышать скорость, в случае запрета выскакивать на встречную полосу, по определению невозможны проблемы с алкоголем и наркотиками.
Взаимодействие между БПТС в случае возникновения аварийной ситуации снижает вероятность происшествия. Любопытно, что если авария неизбежна, то беспилотник может просчитать вариант с минимальными последствиями. Интересны результаты опроса, которые провела компания CognitiveTechnologies по заказу КАМАЗа. Рассматривалось 16 дорожных ситуаций, причем с разных точек зрения. Например: если перед машиной появляются пешеходы, то опрошенные однозначно отправляли автомобиль в кювет – действительно, страдает только «железо». Однако если в машине были пассажиры, то возникал вопрос: кто же ценнее – те, кто в салоне или те, кто на дороге? Возникли на первый взгляд циничные оценки значимости человека на основании его достижений, возраста, накопленных грехов и т.д. Проще говоря, неоднократно судимый пенсионер (хотя он уже отсидел!) при оценке личности компьютером имеет существенно меньше шансов выжить в аварии, чем студентка-отличница. А если она ко всему еще и беременна, то деду не жить! Неизвестно, насколько результаты опроса будут востребованы непосредственно разработчиками программного обеспечения, но, согласитесь, изучить их все же стоит.
Программа беспилотников Google внимательно относится к невысоким объектам на обочине: возможно, это дети, которые могут неожиданно выбежать на дорогу. Датчики выявляют малозаметного между машинами ребенка
Спираль прогресса
Любопытно, что появление на дороге роботоризированных грузовиков в США восприняли неоднозначно. С одной стороны, вроде бы здорово: «вкалывают роботы – счастлив человек». С другой, прагматичные американцы стали прикидывать, что если профессия «дальнобойщик» уйдет в прошлое, то на обочине жизни могут оказаться не только три миллиона американских шоферов, но и миллионы людей, занятых в сопутствующей инфраструктуре: мотели, кафе и т.д. Впрочем, беспилотные автомобили тоже требуют обслуживания, просто АЗС, парковкам, даже сами дорогам придется измениться и очень сильно. Экономические реалии меняются вместе с техническими средствами, в этом есть и плюсы, и минусы.
Первый грузовик-беспилотник появился на дорогах Невады. Существуют разные варианты использования: полностью автономное передвижение, караваны под управлением одного шофера и т.д. Вероятнее всего такие грузовики будут курсировать по трассам между городами, а непосредственно на дорогах мегаполиса ими станут управлять водители
Автомобильная инфраструктура не может умереть, машины будут ремонтировать и заправлять топливом. Другое дело, что постепенно растет число автомобилей на альтернативных видах топлива. Если водителей станет меньше, то пассажиры останутся. Именно они станут посещать кафе на АЗС, возможно, проводя там больше времени – получающие распространение электромобили сейчас требуют не менее 20-30 минут для восполнения запаса энергии (см. материал «Электромобили – назад, в прошлое?»http://expert-professional.com/news/34-elektromobili-nazad-v-proshloe.html).
Так что жизнь меняется, а вечные ценности остаются – хороший кофе на АЗС.