Для России природный газ – продукт чрезвычайно важный. По трубопроводам он идет за рубеж, что в немалой степени поддерживает экономику страны. Сейчас за рубежом множество автомобилей использует метан в качестве топлива, но в нашей стране таких машин не так уж много. В чем же причина?
Мы подробно рассказывали о заправке автомобиля достаточно распространенным пропан-бутаном (побочным продуктом при нефтедобыче) в материале «Автомобили на газовом топливе и заправки для них. Оптимизация расходов». Многие водители, стремясь сэкономить, устанавливают газовое оборудование. АГЗС, предлагающих пропан-бутан, не так много, как бензиновых, но все, же достаточно, и сложностей с заправкой не возникает.
Плюсов - много
С метаном ситуация иная. Метан – чистый природный газ, который наиболее дружелюбен к двигателю. Октановое число – 120, так что метан сгорает равномерно и без детонаций. Ко всему прочему это очень чистое топливо. Химических примесей практически нет - нагар в камерах сгорания минимален. Эксперты утверждают, что при использовании метанового топлива срок жизни каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода возрастает в четыре раза, а свечи «живут» в 2-3 раза дольше.
Экономия есть, причем существенная. Цена метана ограничена постановлением правительства 1993 года, в соответствии с которым стоимость не может превышать 50% цены бензина А-76. «Семьдесят шестого» сейчас на АЗС не найдешь, но все же кубометр метана стоит примерно в 2.5 раза дешевле, чем литр 95-бензина. Зато расход практически одинаковый, в то время как пропан-бутана уходит на 20% больше.
Автомобили на метане экономичны и долговечны
С точки зрения пожарной безопасности метан предпочтительнее пропан-бутана, поскольку легче воздуха – в случае утечки он просто уходит вверх, не образуя взрывоопасного облака. Метан опасен только в закрытых помещениях, но для автомобиля это не так важно. Существуют, конечно, ограничения, например, запрещено заезжать на подземные парковки. Впрочем, в этом вопросе владельцы зданий и водители проявляют редкое единодушие: первые этот запрет не контролируют, а вторые просто игнорируют.
Как видите, плюсов много и, казалось бы, в такой газовой стране как Россия машины на метане должны пользоваться большой популярностью. Увы, это не так.
Оборудование
Ряд производителей предлагает серийные автомобили, работающие на метане. У одних предусмотрен небольшой бак для бензина, у других отсутствует возможность заправки иным топливом, кроме природного газа
Раньше метан чаще всего использовали на грузовиках и автобусах. Причина в том, что сжатый природный газ нужно хранить при давлении 200 Атм. Раньше для этого использовали тяжелые металлические баллоны, которые в легковушке просто негде разместить. Да и вес у такого оборудования немаленький: если на грузовике он был не принципиален, то для легковой машины становился критичным. Однако технический прогресс не стоит на месте: при использовании современных композитных материалов появилась возможность создавать легкие и прочные баллоны, вполне подходящие для хранения метана. Да, метановое оборудование раза в два дороже пропан-бутанового, но и окупаемость выше.
Газовое оборудование особенно быстро окупается на «прожорливых» грузовиках
Сеть АГНКС
Не все измеряется с помощью калькулятора. Сейчас сложилась ситуация, при которой на машине с природным газом не поездишь - практически нет АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций). Для поиска заправок очень удобно пользоваться сайтом http://www.benzin-price.ru, заглянув в который с удивлением узнаешь, что в Москве всего три АГНКС, в Санкт-Петербурге - четыре, в Московской области – шесть. Их явно больше в Свердловской и Ростовской областях, но все равно счет не идет на десятки и тем более сотни. В чем же причина?
Поскольку требования к метановым АГНКС гораздо строже, чем к бензиновым, то строить таковые сложно и накладно. Фактически АГНКС – это небольшой завод, в котором сетевой природный газ низкого давления (6-12 атм.) сжимается до рабочего давления в 200 атм. В результате получилось, что большинство метановых АГНКС существовали и существуют под патронажем «Газпрома». История умалчивает, по какой причине газовый гигант не только практически не занимался популяризаций «голубого топлива» и расширением сети АГНКС, но и существенно запустил оставшиеся еще со времен СССР заправки. Справедливости ради стоит признать, что полноценной разветвленной сети не было: на весь огромный СССР было чуть больше двух сотен АГНКС.
Существует мнение, что на направление метановых АГНКС просто не обращали внимание, поскольку основные доходы шли от поставок за рубеж: зачем заниматься хлопотной и не такой уж рентабельной розницей, если с оптом все обстоит хорошо?
АГНКС совсем немного, так что использовать автомобиль на метане неудобно, а часто практически невозможно
Впрочем, периодически возникают вялые попытки исправить ситуацию. Пару лет назад «Газпромнефть» проводила акцию, в ходе которой в нескольких регионах частично компенсировала расходы на установку метанового оборудования на автомобиль и выдавала субсидии на заправку. Успехом акция не пользовалась по той причине, что новых АГНКС практически не появлялось. Сейчас сложился замкнутый круг. С одной стороны, производители готовы выпускать машины на природном газе, но их не берут из-за отсутствия АГНКС. С другой, руководство «Газпрома» говорит о своем стремлении развивать сеть метановых заправок в случае, если появится спрос…
Некоторые производители перестали ввозить в Россию автомобили на метане: нет спроса
Заправка у себя дома
В России достаточно жесткие требования по установке и эксплуатации газового оборудования, что в принципе оправдано – последствия взрыва газа при утечке могут быть страшными. Между тем существует импортное оборудование, позволяющее осуществлять заправку автомобиля при подключении к бытовой сети. Во многих странах владельцы собственных домов именно так заполняют баллоны в автомобиле: приехал вечером, подключил компрессор и за несколько часов полностью заправил автомобиль. Да, в этом случае на эту операцию уходит много времени, но и создан такой агрегат для индивидуальных нужд.
Цена импортного оборудования высока – порядка $5000, хотя при массовом российском производстве стоимость уменьшилась бы в разы. При оценке рентабельности стоит учесть, что бытовой метан стоит гораздо дешевле, чем на АГНКС. В сети можно найти рецепты по самостоятельному изготовлению такого комплекса, но все же подобной «партизанщины» стоит избегать.
Машину можно заправлять бытовым газом, однако нужно оборудование, главный элемент которого – компрессор, нагнетающий давление до 200 Атм.
Экология
При сгорании метана образуется углекислый газ и пар, что, безусловно, выгодно отличает природный газ от других видов топлива. Планируется, что к 2020 году в Европе около 10% автомобилей будет использовать исключительно метан. Число автомобилей на метане в мире приближается к 5 млн., а общее количество АГНКС – к 10 000. Государства тратят в данном направлении внушительные средства, в определенной степени субсидируя строительство заправок и предоставляя налоговые льготы собственникам экологически чистого транспорта. В нашей стране экология пока не в почете, о ней, разумеется, говорят, но многие проекты так и остаются на бумаге. Между тем перевод транспорта на метан выглядит более перспективным, чем развитие электротранспорта. Мы подробно рассказывали о всех нюансах электромобилей в материале «Электромобили – назад, в прошлое?» http://expert-professional.com/news/34-elektromobili-nazad-v-proshloe.html Судите сами: на заправку метаном уходит меньше времени, оборудование легче, запас хода больше.
Причем некоторые транспортные парки можно заправлять непосредственно на их территории: существует отработанная технология по заправке «в поле». Цена топлива при этом возрастает несущественно. В некоторых регионах проводили эксперименты по переводу общественного транспорта на метан. Возникали любопытные ситуации. Так, в одном из городов Тверской области водители автобусов всеми правдами и неправдами пытались избежать поездок на метановой машине. Ларчик просто открывался: оказалось, что продажа топлива налево была весомой статьей дохода. Метан же не своруешь, вот и бегали шоферы от таких машин. Руководство действовало по принципу «не хочешь – заставим», тогда принудительно закрепленный транспорт стал… систематически ломаться. В результате пришлось официально увеличить зарплату водителям на метановых машинах. Все, ситуация пришла в норму.
Крупные транспортные компании можно заправлять непосредственно «на дому». Это удобно и выгодно
Как видите, переломить ситуацию исключительно приказами сложно, а порой просто невозможно. Какой бы богатый ни был «Газпром», даже ему не под силу создать разветвленную сеть АГНКС, которая определенное время будет явно незагружена. Хотя стоит признать, что перспективы у «голубого топлива» неплохие. И для успешного старта нужна политическая воля.
Идеология метановой заправки отличается от бензиновой: на наполнение баллонов уходит 15-20 минут. За это время можно выпить кофе, перекусить, приобрести необходимое в магазине – все предпосылки для развития нетопливных бизнесов.