Мы живем в северной стране, но кондиционер в машине весьма востребован. Он спасет от зноя в летние жаркие дни, а в дождливую погоду препятствует запотеванию стекол. В общем, этот агрегат, еще не так давно считавшийся в России дополнительной и не обязательной опцией, сейчас стал предметом первой необходимости.
Температура падает
Принцип работы кондиционера тот же, что используется в обычном домашнем холодильнике. В герметичной системе хладагент (фреон или другой газ) с добавками масла ходят по кругу. На первом цикле компрессор сжимает хладагент, находящийся в газообразном состоянии. Газ переходит в жидкое состояние, нагревается и поступает в радиатор кондиционера, в котором отдает часть тепла – его охлаждает набегающий поток воздуха, а если машина стоит, то работает вентилятор охлаждения. Затем хладагент проходит через несколько узлов (ресивер-осушитель, терморегулирующий вентиль) и вновь переходит из жидкого состояние в газообразное. При этом хладагент охлаждается, и живительная прохлада поступает в салон через воздуховоды. Затем цикл повторяется.
Холодильник исправно работает десятилетиями, а автомобильный кондиционер требует обслуживания гораздо чаще. Дело в том, что условия нелучшие: постоянные вибрации, агрессивная среда. Если у холодильника многие трубки надежно запаяны, то на автомобильном кондиционере используют резьбовые соединения с резиновыми уплотнителями. Перепады температур, вибрация, естественное старение материалов – все это постепенно снижает герметичность, и хладагент уходит из системы. Так что примерно раз в два года возникает необходимость заправки газа и масла.
Место утечки хладагента можно определить по масляным пятнам, хотя современные синтетические масла практически не оставляют следов. На сервисе добавляют специальные красящие присадки и затем осматривают все соединения, просвечивая ультрафиолетовым фонариком. Для самостоятельной заправки кондиционера понадобится ряд дополнительного оборудования, так что стоит посчитать – имеет ли смысл самому браться за эту работу. К тому же за несколько лет внутри системы скапливается грязь, для ликвидации которой нужно снимать испаритель и чистить его. При этом,разумеется, полностью спускают фреон, а затем заполняют систему заново. Для такой работы лучше обратиться в специализированную мастерскую.
Материалы и год выпуска машины
Первое, что должен уточнить мастер по заправке кондиционеров – это год выпуска машины. Дело в том, что в разное время использовали различные хладагенты, которые нельзя смешивать.
В старые автомобили, выпущенные до 1994 года, заливали хладагент R12 и минеральное компрессорное масло. 1994 год стал переходным в мире автомобильных кондиционеров и машины заправляли как R12, так и новым на тот момент R134 с полиэфирным маслом POE. Понятно, что за двадцать с лишним лет, прошедших с момента выпуска машины, кондиционер наверняка заправляли. Однако если нет информации о наименовании используемых препаратов, то лучше слить хладагент с маслом и полностью заправить новыми материалами.Об используемом хладагенте говорит и размерность штуцеров для заправки: предназначенные дляR134 отличаются от R12 и не подходят друг к другу.
Начиная с 1995 года на машинах использовали газ R134 и масло PAG 100, а с 2004 в роли смазки применяют масло PAG 46, хладагент же остался прежним - R134.
Причины неисправности
Если кондиционер стал плохо холодить, то причина может быть как в утечке фреона, так и в загрязнении радиатора либо в забитом салонном воздушном фильтре.
Радиатор забивается грязью и тополиным пухом. При самостоятельной чистке нужно соблюдать осторожность, поскольку легко погнуть ребра сот. Лучше всего снять переднюю решетку, смести грязь кисточкой, обработать мыльным раствором и затем окончательно промыть под небольшим напором воды. Использовать мойку высокого давления не рекомендуется – ей легко испортить радиатор. Некоторые все же рискуют, но берут широкую насадку, причем струю направляют не в упор, а с расстояния 30-50 см.
Альтернатива мойке – продуть сжатым воздухом.
Замена салонного фильтра в большинстве машин не требует особой квалификации, так что выполнить ее можно самостоятельно. Периодичность замены зависит от характера поездок: забить фильтр можно даже в ходе незначительного путешествия по пыльной дороге. Чувствуете, что воздух поступает слабо – сразу же меняйте.
Болезнь легионера
Иногда в машине появляется неприятный запах, причина которого – бактерии и грибки, прижившиеся в системе воздуховодов. Условия размножения практически идеальные – сырых мест предостаточно.
Но запах это еще полбеды. Гораздо хуже, что дышать таким воздухом просто опасно: возникает недомогание, по признакам схожее с простудой, которое может перейти в воспаление легких со всеми вытекающими последствиями. Выход прост – с бактериями нужно бороться, причем сделать это можно самостоятельно. Отлично зарекомендовал себя очиститель кондиционера EXPERT.
Дезинфекция воздуховодов не отнимает много ни денег, ни времени. Достаточно завести двигатель, включить кондиционер и вентилятор на максимальную мощность, установить режим рециркуляции. Баллончик очистителя кондиционера EXPERT поставить на пол перед креслом переднего пассажира (из этого места идет забор воздуха при рециркуляции) и включить распыление. Закрыть все окна и двери автомобиля, подождать 10 минут и проветрить салон.
Существуют еще и пенные составы, но они менее удобны, поскольку нужно снимать салонный фильтр и заливать пену в патрубки.
Уход за кондиционером
Рецепт исправности оборудования, как всегда, состоит в периодическом уходе за ним. Так, кондиционер нужно изредка включать не только в жаркую погоду, но и зимой. Для этого прогревают салон и заезжают в помещение (например, в подземную парковку) в котором температура выше нуля. Включают всего на пару минут – этого достаточно для смазки всей системы маслом, содержащемся в хладагенте.
Важно не допускать скопления грязи, особенно химических реагентов, на радиаторе. Для этого нужно периодически промывать моторный отсек, особенно – после зимы. О тонкостях мойки мы рассказывали в материале «Мыть или не мыть – вот в чем вопрос!»
И, разумеется, следите за чистотой радиатора и салонного фильтра, поскольку несоответствие их рабочих характеристик может нанести вред всей системе. Здоровье автомобильного кондиционера и владельца машины взаимосвязаны.