Время смены колес, как и выбор между шипованной и нет – вопрос индивидуальный. Одни переобуваются с первыми опавшими листьями, а другие приезжают на шиномонтаж лишь с уменьшением очередей, а затем клацают шипами по асфальту до поздней весны, а то и до лета. Считается, что нужно переходить на зимнюю резину, когда средняя температура достигает отметки +7°C. Мы подробно рассказывали о нюансах выбора и хранения зимней резины в материале «Шины по сезону».
Так что повторяться не будем, поговорим о том, есть ли наказание за обувку не по сезону. В некоторых странах сезонная резина обязательна. О необходимости подобных требований законодательства говорят и в нашей стране, однако пока меры половинчатые. И, может быть, это хорошо: страна большая: то, что подходит для Норильска совсем не актуально для Сочи.
Первые фразы о том, что «наконец-то заставили обуваться для зимы» и «теперь не будет дня жестянщика» прозвучали некоторое время назад с введением изменений в «Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств». В приложении к нему сказано:
«п. 5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза».
Получается, что с декабря по февраль на машине должны стоять шины с маркировкой «М+S», «M&S» или «M S».
Однако есть нюанс: наказания в КоАП отсутствует. В Административном кодексе сейчас нет даже статьи «иные нарушения», так что не накажут за езду летом на шипах, а зимой на летней резине.
Разве что на «лысой» резине кататься нельзя: если протектор зимних колес менее 4 мм, то оштрафуют на 500 руб. по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Причем наказание предусмотрено только в том случае, если машина едет по обледеневшему или заснеженному дорожному покрытию. На летних колесах минимальная глубина протектора 2 мм и если он в норме, то кататься можно даже по льду – наказания нет. Выглядит абсурдно, но таково наше законодательство.
Знак «Шипы»
Еще с советских времен существует требование по обязательной установке знака «Шины» на машину с «зубастой» резиной. Справедливости ради стоит признать, что требование устаревшее, сейчас с практической точки зрения смысла в нем нет. Логика тех стародавних времен была такова: если водитель на дубовой советской резине замечал на впередиедущей машине знак «Шипы», то держал дистанцию, поскольку на льду мог врезаться в такую машину. Сейчас же выводы неоднозначны: на льду шипы сокращают тормозной путь, на асфальте наоборот увеличивают. Но как бы то ни было, дабы не попасть на штраф в 500 руб. знак «Шипы» стоит закрепить – разумеется, при использовании соответствующей резины.
Такие знаки продаются во многих магазинах. Если есть желание, можно изготовить самостоятельно. Требования таковы: белый равносторонний треугольник вершиной вверх с красной каймой, в который вписана черная буква «Ш». Сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны.
Также вы можете скачать знак по ссылке и распечатать на принтере:
Для черно-белого принтера (в этом случае кайму придется раскрасить).
Относительно места установки требований не существует. Знак просто должен быть. Поэтому закрепите его там, где он будет виден и не станет мешать обзору: на стекле (снаружи или изнутри – не важно), на крышке багажника либо тенте…
В принципе, неопределенность фразы «должны быть установлены» позволяет закрепить знак даже на двери или на крыше – и инспектор не оштрафует. Но все же не стоит доводить ситуацию до абсурда.