12
октября
2017

Наступила осень и, как пел Александр Дольский: «Дожди забренчали сонаты по клавишам мокнущих дней». Для водителей осень – самое плохое время года: короткий световой день, осадки и грязь на стекле. В общем, обзор оставляет желать лучшего, вся надежда на стеклоочистители. Именно сейчас на «дворники» повышенный спрос, поскольку летом ими пользовались мало, а на жаре они постепенно приходят в негодность. Мы подробно рассказывали о выборе щеток стеклоочистилей в материале «Пора менять дворники», а сегодня поговорим о том, как они вообще появились и эволюционировали. История любопытная, полная открытий и разочарований, поражений и побед.

На заре XX века профессия шофера считалась сложной. Судите сами, человеку за рулем нужно было не только следить за дорогой, но и контролировать уровень масла, температуру двигателя. А в дождь вообще беда: через стекло толком ничего не видно, водитель высовывал руку со скребком и кое-как очищал стекло. Так, в один совсем не прекрасный, а дождливый и туманный день американка Мэри Андерсон с грустью наблюдала за мучениями водителя трамвая: все стекло в потеках дождя, ничего не видно. Чистить очень неудобно несмотря на специальную форточку в лобовом стекле.

Первый эскиз стеклоочистителя

Мэри задумалась над проблемой, и первый чертеж стеклоочистителей был нарисован прямо в трамвае – на запотевшем окне. Увы, не оценили. Доработав систему, она получила патент № 743801. Стеклоочиститель приводился в действие механической рукояткой изнутри кабины. Вроде бы жизнь шоферов с использованием нововведения облегчалась. Но, увы, как это нередко случается в нашей жизни, изобретение не оценили. Мэри пыталась продать патент канадской компании, но менеджер сомневался в экономической целесообразности устройства, и сделка сорвалась. В результате Мэри Андерсон не получила за свое изобретение ни цента, но зато вошла в историю как изобретательница автомобильных стеклоочистителей. Что тоже, согласитесь, не так уж плохо. Любопытно, что в том же 1903 году было подано еще две заявки: Роберт Дуглас получил патент на стеклоочистители для паровоза, а Джон Апджон – для автомобиля на территории Англии. 

Лобовое стекло состояло из 2-х частей

Лобовое стекло состояло из двух частей. Верхняя приподнималась, и водитель просовывал руку и протирал стекло.

Первое время стеклоочистители делали кустарно, на коленке. Впрочем, и машины тогда производились в лучшем случае мелкосерийно. Лишь в 1913 году Генри Форд организовал конвейер, в том же году на некоторые машины стали серийно устанавливать «дворники». В 1917 году была основана компания Tri-Continental Corporation, продукция которой уже напоминала современные изделия.

Первое время производители автомобилей ратовали за ручной привод стеклоочистителей. В роли аргументов, что любопытно, выступали вопросы безопасности. Дескать, в автоматическом режиме мотающиеся туда-сюда «дворники» будут отвлекать водителя.

В 40-х годах прошлого века лобовые стекла стали выпуклыми и остро встал вопрос изменения конструкции стеклоочистителей. Вариант со щетками небольшого размера изначально воспринимался как компромиссный: сквозь узкие щели дорогу было видно плохо.

Дворники в 50-е годы

Наконец, в начале 50-х появилась каркасная конструкция, состоящая из коромысел и нескольких упругих пластин, совмещенных с резиновой лентой. На долгое время это стало «классикой», хотя сейчас активно используются бескаркасные варианты.

Делаем паузу

Конструкторы пробовали гидравлический, вакуумный, пневматический тип привода. В 20-х годах появился удачный вариант на электричестве. Одна из проблем автоматических стеклоочистителей состояла в том, что они мотались без пауз, а водитель не имел возможности отрегулировать скорость. С 1922 автомобили комплектовали стеклоочистителями, действовавшими за счет разряжения воздуха во впускном коллекторе. Скорость зависела от нагрузки на мотор, так что, когда обороты падали, то и «дворники» работали еле-еле. В электрической схеме они работали с одинаковой скоростью, и водитель был вынужден все время включать/выключать тумблер. Оригинальное решение предложил профессор университета Уэйна в Детройте Роберт Кёрнс. Как известно, все гениальное – просто. Кёрнс добавил в электрическую схему конденсатор, время зарядки которого как раз давало нужную паузу между взмахами.

Технология Кернса

Он предложил свое изобретение компании Ford, и в 1969 году технология Кёрнса уже использовалась на машинах Mercury. На предложение продать патент Кёрнс ответил отказом, посчитав, что не стоит продавать курицу, несущую золотые яйца. Он вложил все средства в собственную фабрику и считал, что жизнь удалась. Но внезапно Ford прервал сотрудничество с Кёрнсом, заявив, что будет использовать собственную разработку. Это был страшный удар! Ford выпускал автомобили, а Кёрнс остался у разбитого корыта!nИзучив схему на автомобиле Ford, профессор понял, что его обокрали – она полностью соответствовала его оригинальной конструкции. И тогда Кёрнс решил сражаться – один против корпорации Ford, против целого государства в государстве…

История с Ford

Нищета - все сбережения уходят на адвокатов. Кёрнса бросает жена с детьми, но он продолжает сражаться. Ford предлагает внушительные отступные, но Кёрнс отказывается. Ставки доходят до $30 млн, но Кёрнс уже «закусил удила» - только в суд. В результате после 12 (!) лет судебных тяжб он выигрывает дело и в 1990 году получает от корпорации Ford $10 млн. Параллельно идет процесс против Chrysler Corporation, который растянулся еще дольше. В 1992 году компания Chrysler выплатила Кёрнсу $19 млн. Профессор оказался победителем, но потерял семью и лечился от нервного расстройства в психиатрической клинике. Как говорили раньше: «кровавый оскал капитализма».

фильм «Проблеск гениальности»

В 2008 году о судьбе Роберта Кёрнса был снят фильм «Проблеск гениальности»,  главную роль в котором сыграл Грег Киннер. Этот проект оказался удачным, и фильм прошел с успехом. Однако Роберт Кёрнс не увидел этого: страдая болезнью Альцгеймера, в 2005 году он скончался в доме престарелых в Мэриленде. Как видите, судьба обычных «дворников» интересна и многогранна.  Отдельный сюжет – эволюция материалов стеклоочистителей. Но это уже другая история…