18
ноября
2016

Наступили холода, и водители опять обсуждают тему – стоит ли прогревать машину или можно ехать сразу? При этом совершенно упускают из виду, что для верного ответа необходимо учесть температуру и количество людей в салоне автомобиля.

Владельцы современных машин уже забыли о том, как стучат клапана непрогретого двигателя. Инструкции современных автомобилей не требуют прогрева перед поездкой, что обусловлено, в первую очередь, экологическими нормами. Основная причина в том, что катализатор эффективен только в определенном диапазоне температур и составе смеси. При долгом прогреве в атмосферу выбрасывается много токсичных веществ. 

Рекомендации не прогревать двигатель обусловлены экологическими требованиями: в этом случае действительно наносится вред окружающей среде

Опять же из-за экологии запрещена стоянка с работающим двигателем в жилой зоне. За это предусмотрен штраф в размере 1500 руб., а в обеспеченных столицах – Москве и Санкт-Петербурге – придется раскошелиться на 3000 руб. Справедливости ради стоит признать, что норма эта практически не работает: необходимо зафиксировать, что двигатель стучит уже более 5 минут, причем автомобиль находится в пределах жилой зоны, обозначенной знаком 5.21.

Хотя россияне в большинстве своем к экологии к экологии относятся равнодушно и рассматривают прогрев двигателя с экономической точки зрения.

Для начала давайте определимся – что такое холод? Околонулевую температуру будем считать вполне приемлемой – можно сразу же ехать. Уже при -10 градусах Цельсия необходимо прогреть пару минут, а температура ниже -20 С требует более длительной «рабочей паузы». Проблема в том, что загустевшее масло в двигателе не так эффективно, к тому же нужно дать возможность ему покрыть движущиеся детали. Поездка на холодном двигателе приводит к повышенному износу, но и при прогреве на холостом ходу двигатель работает в неблагоприятном режиме. Выбрать из двух зол меньшее не просто: в первом случае износ быстрее, во втором – длится более длительное время.

Поэтому сразу же после старта резкие ускорения недопустимы, да и вообще не стоит набирать высокую скорость.Крайне нежелательно газовать,  выбираясь из сугроба. При этом нельзя забывать о других агрегатах – коробке передач, редукторе – в них так же находится загустевшее масло, которое постепенно разогревается при движении автомобиля. Время разогрева напрямую зависит от забортной температуры, поэтому при сильных морозах машину стоит постепенно «вкатывать», если, разумеется, есть такая возможность. К тому же в серьезные холода теряют эластичность различные резиновые детали, так что небольшая поездка может привести к неисправности: треснувшие и порвавшиеся уплотнители, потекшие сальники…

Существуют разные оценки, при которых холодный пуск сопоставляют с пробегом. Одни говорят, что один запуск соответствует 100 км пробега, другие – 300 км. Точную оценку дать невозможно, поскольку все зависит от качества масла, типа и состояния двигателя, температуры. Можно говорить о примерных цифрах: один запуск соответствует 20-200 км пробега, что в принципе не так уж много.

Дышите – не дышите

Те, кто рекомендует сразу же в холод садиться в машину и ехать, совершенно не берут в расчет дыхание человека. Промерзшие окна мгновенно покрываются изморозью, а «печка» еще толком не работает. В явном выигрыше оказываются владельцы автомобилей, оснащенных функцией обогрева лобового стекла. Им, по крайней мере, видно дорогу, но боковые стекла все равно затуманены. Вариант – ехать с открытым окном, хотя если на улице совсем свежо, приятного в этом мало. Когда же в машину садится несколько человек, то объем выдыхаемого воздуха возрастает пропорционально количеству людей, а вся влага опять же оседает на окнах. Мораль проста: для компании в мороз нужно хорошо прогреть салон. Включать кондиционер, который выступает в роли осушителя воздуха, при минусовых температурах не имеет смысла – не работает.

Запотевшие окна красиво смотрелись только в фильме «Титаник». В реальной жизни влага на окнах мешает, а в мороз убрать ее непросто

Нюансы прогрева

Упомянутое выше лобовое стекло с обогревом обеспечивает не только хороший обзор и быстрое удаление наледи, но и сохраняет деньги владельца, поскольку на таком трещина возникает только из-за механических повреждений. Иная ситуация с обычными лобовыми стеклами. Трещина,  появившаяся из-за неравномерного прогрева из-за направленного на стекло  теплого воздуха – распространенное явление. Поэтому в морозы потоки воздуха необходимо ориентировать в салон автомобиля и для повышения КПД сразу же переключить на внутреннюю циркуляцию.

Если на стекле образовалась ледяная корка, то направлять теплый воздух опасно – может появиться трещина

 

 

Размораживатели стекол быстро ликвидируют наледь. Отлично зарекомендовали себя очистители стекол EXPERT – они эффективны и не обладают резким запахом

Дизельный двигатель салон особо не прогревает, поэтому большинство современных машин с дизелем оснащены электрообогревателем, который начинает работать сразу же. Это облегчает жизнь владельца – быстрее появляется тепло, однако больше вероятность неравномерного прогрева лобового стекла и последующей деформации.

Дополнительные приспособления

В северных районах машины обязательно доукомплектовывают, и, если нет теплого гаража, то мотор могут не глушить месяцами. Спасают предпусковые подогреватели двигателя, которые, впрочем, полезны и в средней полосе.Очень приятно садиться в прогретую машину, к тому же нет повышенного износа двигателя при холодном пуске. Из минусов – только цена.

При низких температурах для отогрева двигателя может понадобиться тепловая пушка

Различные утеплители – начиная от дополнительных подкапотных и заканчивая «дедовской» картонкой перед радиатором – при температурах до -30 0С на исправной машине не понадобятся. Поэтому если в салоне холодно, то нужно искать причину, а не бороться со следствиями.

Утеплители действительно облегчают процесс прогрева, однако затем их нужно убирать, что водители нередко забывают