Во многих протоколах о ДТП фигурирует фраза:«Водитель не справился с управлением». Вроде бы вывод очевиден:надо учиться. Но всегда ли полезны курсы водительского мастерства?
Многие школы предлагают контраварийную подготовку и экстремальное вождение. В нашей стране такое обучение (если не считать существующие спортивные секции) появилось в 90-е. Стоило оно недешево, но людей привлекала возможность научиться навыкам, ранее доступным лишь сотрудникам спецслужб да спортсменам. Они вроде как вступали в некий элитарный клуб. Занятия вели известные автогонщики и тренеры. Учащиеся действительно считали, что, пройдя курс, они запросто смогут переезжать открытые люки и чувствовать разницу давления в колесах, равную 0,1 атм. Причем вполне здравомыслящих людей не смущал тот факт, что автогонщики тренируются долгие годы и регулярно оттачивают свои навыки, а на курсах обещают научить за 10–15 часов.
Курсы контраварийной подготовки есть как в России, так и за рубежом
Защитное вождение
Полезны ли курсы? Однозначного ответа нет, поскольку обучение на них разное, даже в рамках одной компании существует несколько программ. Есть смысл посещать базовые занятия, на которых учат правильно держать и крутить руль, прививают необходимые навыки поведения на дороге и парковки в ограниченном пространстве.
Для того, чтобы четко усвоить как верно держать и крутить руль достаточно нескольких часов
Более того, такие программы часто специально разрабатывают для новичков, и те получают нужные знания, а заодно преодолевают психологический барьер.После занятий на площадке тренер вместе с учеником ездит по городу и выявляет ошибки, обращает его внимание на различные аспекты вождения, учит наблюдению, распознаванию опасностей, планированию своих действий, методам взаимодействия с окружающими, правильному выбору скорости, дистанции, положения на дороге и т.д. В общем, на данном этапе фактически ликвидируют недоработки автошкол. Называется это «защитным вождением», но не стоит считать, что такое обучение предназначено исключительно для новичков. Многие крупные компании выделяют серьезные деньги для регулярной подготовки своих водителей. Это выгодно – даже у профессионалов снижается аварийность, и фирма экономит средства.
Тренер по защитному вождению выявляет ошибки в управлении. Цель – предотвратить возникновение аварийно ситуации
Контраварийная подготовка
Практически все организации, помимо защитного вождения, предлагают экстремальное, в которое входит множество различных аспектов: скоростное маневрирование, разгрузка осейавтомобиля, борьба со сносом и даже любимый сценаристамиэкшен-фильмов «полицейский разворот». Летом занимаются на асфальте (есть автодромы с возможностью создания скользкого мокрого покрытия), зимой – на льду. В России не проводили исследований уровня аварийности после обучения на экстремальных курсах, но данные финских ученых свидетельствуют о том, что она… резко увеличивается!
После прохождения экстремальных курсов в аварии попадают чаще
Причин тому несколько. Во-первых, необоснованно высокая оценка собственных возможностей: уверенный в своих силах водитель начинает совершать маневры без запаса прочности. Во-вторых, непонимание того факта, что обучение происходит в определенных – «фиксированных» – условиях. Например, полученные навыки вождения на льду при температуре -150С могут стать вредными при -10С. Характеристики льда меняются кардинально, и вместо уверенного прохождения поворота машина оказывается в кювете. Тренеры уверяют, что они стремятся научить людей безопасному вождению, но часто умалчивают о том, что попавший под колесо камешек при «полицейском развороте» приводит к опрокидыванию автомобиля, экстренное маневрирование в плотном потоке запросто спровоцирует аварию, а приемы разгрузки осей на машинах с современными амортизаторами вообще не работают. Напичканные системами безопасности автомобили рассчитаны на обычного водителя, действия которого регламентируют ПДД. Увидел опасность – тормози, не меняя полосы движения, и машина в этом поможет.
Стоит доверять современным системам безопасности и соблюдать правила
Учась выводу автомобиля из критической ситуации, надо понимать, что для его попадания в таковую необходимо на порядок больше времени. Фактически в течение нескольких секунд человек имеет возможность предотвратить критическую ситуацию, а затем за одну секунду он должен как-то выкарабкатьсяиз нее. На специальной площадке это возможно, а через несколько лет на дороге общего пользования – сродни русской рулетке. Может,и повезет, нотакое бывает редко. Кардинальное различие между защитным и экстремальнымвождениемсостоит в том, что на первом учат не попадать в аварийную ситуацию, а на втором – выпутываться из нее. Многие автомобильные эксперты считают, что экстремальное вождение противопоказано молодежи и полезно только тем, кто действительно планирует участвовать в соревнованияхили попал в аварию(для снятия комплекса сбитого летчика).
Спортсмены оттачивают навыки годами. Но даже они очень аккуратны на дорогах общего пользования
Прогнозирование ситуации
Еще в советское время проводились любопытные исследования, в ходе которых оценивалась аварийность среди научных сотрудников. Никто из них не мог похвастатьсямастерством вождения, но «бились» эти люди крайне редко. Вывод был таким: умные водители часто могли спрогнозировать ситуацию и заранее совершить необходимые действия. В итоге они оказывались надежнее тех, кто получил навыки вождения, но думал, как Буратино (его мысли были маленькими и коротенькими).
Чтобы не попасть в незавидную ситуацию нужно смотреть на шаг вперед
В общем, не будьте «буратинами». Даже в «день жестянщика» в аварии чаще всего попадают те, кто практикует на дороге только одноходовые комбинации.