22
июля
2016

С 1 января 2017 года все новые автомобили, попадающие на территорию Евразийского союза, должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Эта система немедленно сообщает о попадании автомобиля в ДТП, что позволяет экстренным службам оперативно прибыть на место аварии. Цель, безусловно, благая: высокая смертность в авариях обусловлена в том числе несвоевременным оказанием помощи. По предварительным оценкам, в случае если все машины на российских дорогах будут оснащены таким оборудованием, то ежегодно удаться выжить 4000 человек.

 

Военные корни

ЭРА-Глонасс, glonass

ГЛОНАСС (глобальная навигационная система) в этом году отмечает юбилей – сорок лет назад, в далеком 1976 году начались первые разработки, а пуск состоялся в «смутное время» - в 1995 году. Средств, разумеется, не хватало, и необходимое количество спутников удалось обеспечить к 2010 году. Сейчас ГЛОНАСС полностью покрывает всю территорию России и порядка 80% всего земного шара.

Причины создания отечественной навигационной системы очевидны: ее нельзя было не создать, поскольку в США трудились над GPS, которая полноценно заработала в 1993 году. Сейчас и у России, и у США одинаковое количество спутников – по 24 – однако системы отличаются траекториями спутников и методами обработки информации.

На ГЛОНАСС тратятся колоссальные средства, ко всему прочему уже было два скандала, связанные с необоснованными расходами в данной области, так что желание снизить расходы вполне объяснимо. «ЭРА-ГЛОНАСС» - один из путей получения дополнительного финансирования, коммерческое ответвление военного проекта. ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». Оборудование состоит из навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с кнопкой экстренного вызова, дополнительного датчика удара, микрофона, громкоговорителя. При срабатывании датчика оператор связывается с машиной, если ответа нет, то отправляет на место помощь – координаты происшествия определяет ГЛОНАСС. Пострадавший имеет возможность самостоятельно выйти на связь – достаточно нажать на кнопку.

В настоящее время Россия действительно выступает первопроходцем в данном направлении. В Америке и Европе есть возможность установить систему экстренного вызова лишь за дополнительную плату. Аналогичная нашей система eCall заработает в Европе лишь в 2018 году. В Бразилии автомобили оснащают функцией экстренного вызова SIMRAV, но предназначена она для борьбы с преступниками.

 

Мифы и опасения

Некоторые эксперты, не отрицая важности проблемы спасения людей в ДТП, опасаются возможности прослушки. Действительно, при таком оборудовании достаточно просто записать разговор в салоне или слушать его в режиме реального времени. Однако тотальную прослушку реализовать практически невозможно: обычно система реагирует на определенные слова и только в том случае, если в разговоре прозвучат опасные фразы, запись идет к оператору. Вручную проанализировать миллиарды разговоров нереально. Теоретически возможна и несанкционированная прослушка: микрофон уже стоит в машине, трансляция идет и достаточно только подключиться. Хотя ничего не мешает демонтировать всю систему или микрофон, но нужно понимать, что тем самым лишаешь себя дополнительного шанса выжить в сложной ситуации.

ЭРА-Глонасс, glonass

В конце концов, глушилка сигнала стоит 3-5 тыс. рублей.

Вторая тема обсуждения – возможность дистанционной остановки автомобиля. Эта функция реализована в большинстве спутниковых охранных систем, но в описании «ЭРА-ГЛОНАСС» она отсутствует. Хотя, вероятнее всего при приобретении машины с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» появится возможность заказать дополнительные опции.

И всех, разумеется, всех пугает подорожание автомобилей.

 

Полезный контроль

ЭРА-Глонасс, glonass

Уже с 1 января 2016 года систему ставят на машины, изготовляемые в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и предназначенные для перевозки пассажиров, транспортировки опасных грузов, мусора и бытовых отходов. Пока успехи весьма скромные. Сейчас в России системой «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудовано около 30 тысяч машин - практически ничего на фоне 48 миллионов зарегистрированных в России транспортных средств. За первые четыре месяца текущего года автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» зафиксировала 30 реальных вызовов. Из них 5 вызовов были автоматическими - система сработала в тяжелых ДТП, 25 пострадавший сделал самостоятельно. Малое число вызовов обусловлено и тем, что в настоящее время на коммерческий транспорт ставят упрощенный комплект, не имеющий функции автоматического вызова в случае ДТП.

ЭРА-Глонасс, glonass

Хотя многие владельцы коммерческого транспорта установили навигационные мониторинговые системы. При этом они не стремились повысить безопасность, нет, двигали ими экономические соображения.

Система, причем не важно ГЛОНАСС или GPS, позволяет определять месторасположение, пишет треки, выявляет некоторые нарушения (например, скорости). В общем, «большой брат» бдит. Такое оборудование стимулирует водителей к нормальному выполнению своих обязанностей и позволяет эффективно бороться с воровством горючего. Ни для кого не секрет, что воровство топлива стало для многих наемных шоферов важной статьей пополнения собственного бюджета: для отчета покупают левые чеки, а в случае заправки по карте или талонам–продают топлива налево. Современная система обеспечивает тотальный контроль – на монитор оператора поступают данные с бортового компьютера и обманывать становится гораздо сложнее.

По сути, общее у мониторинговой системы с «ЭРА-ГЛОНАСС» - только позиционирование ГЛОНАСС. Однако, как уже сказано выше, ничего не мешает предлагать потенциальному покупателю различные комплексы. Возможности просто безграничны: онлайн-диагностика автомобиля, охрана, интернет-радио, оплата платных участков дорог, телеметрическое страхование, при котором страховщик предлагает индивидуальный тариф исходя из манеры вождения водителя, вызов аварийного комиссара и техпомощи…

 

Сколько стоит

ЭРА-Глонасс, glonass

Представители ГЛОНАСС утверждают, что цена базового комплекта составляет всего 4000 рублей. При этом они не берут в расчет дополнительные расходы – стоимость установки, логистики и т.д. Важная статья расходов - сертификация по «ГЛОНАСС», с которой – отдельная песня: в России два центра – один в Москве, другой в Крыму.Никто из автопроизводителей не станет обращаться в Крым из опасения попасть под санкции. Так что выходит, что фактически центр всего один. В настоящее время ситуация такова, что сертификация оборудования ГЛОНАСС сопоставима по стоимости с сертификацией самого автомобиля! Данным вопросом вроде бы заинтересовалась ФАС, но о результатах пока не слышно.

ЭРА-Глонасс, glonass

В том числе из опасения дорогой сертификации, в ходе которой сейчас нужно разбить два автомобиля, а в скором будущем три, постепенно снижается число моделей, представленных на российском рынке. За два неполных года выбор россиян, собирающихся приобрести себе машину снизился на 40%: в 2014 году продавали около 500 различных моделей, сейчас – всего 300.

По самым скромным подсчетам массовый автомобиль при оборудовании системой «ЭРА-ГЛОНАСС» подорожает примерно на 15 тыс. руб., дорогой внедорожник – на 100 тыс., а цена люксовых моделей, счет которых идет на единицы и десятки может стать просто фантастической. Впрочем, продавцы люксовых авто не паникуют. Возможно это связано с тем, что люди, регламентирующие российское законодательство и выступают их целевой аудиторией.

 

Обязательная установка… необязательна

ЭРА-Глонасс, glonass

Первой серийной моделью с установленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» стала LADA VESTA. Скоро систему будут устанавливать на Nissan Murano. Но очереди на сертификацию не наблюдается, поскольку остается много неясностей. Дополнительный сумбур в головы автопроизводителей внес премьер-министр России Дмитрий Медведев, когда в январе предложил отказаться от обязательной установки «ЭРА-ГЛОНАСС». Однако в результате с ним не согласились (что, кстати, не свойственно для России) и дата обязательной установки на новые автомобили осталась прежней – 1 января 2017 года.

Любопытно, что осталась юридическая лазейка, позволяющая избежать обязательной установки оборудования. Дело в том, что новые требования распространяются только на машины, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода данных требований – после 1 января 2017 года. 

Однако ранее выданные одобрения типа транспортного средства (ОТТС) остаются действительны до окончания срока их действия (максимум – три года). Причем этот документ можно продлить, выпустив новую модификацию. В результате складывается ситуация, при которой, получая ОТТС в режиме «распространения с продлением», нет обязанности оснащать автомобиль системой «ЭРА-ГЛОНАССС». Разумеется, эту лазейку можно прикрыть, но этого не делают. Как тут не вспомнить Маяковского: «Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно?»